wrapper

Список членов УАГ

Герой России Шарпатов Владимир Ильич

Владимир Ильич родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской АССР.

Попытка поступления в Сасовское лётное училище (ЛУ) не увенчалась успехом. После 1-го года работы столяром, в 1959 году поступил на очное отделение Казанского авиационного института (КАИ).

На первом курсе (по существующей тогда программе), как и все, направлен на практику на Казанский авиационный завод им. Горбунова при вечерней системе обучения. Со второго курса обучение было очным в сочетании с занятиями на планерном отделении аэроклуба.

Окончив три курса КАИ, поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации (КЛУГА), а с 1963 года восстановился в КАИ заочно, одновременно обучаясь в КЛУГА, которое окончил с отличием. В 1965 году по окончанию училища по распределению был направлен в Тюмень.

В 1967 году защитил диплом в КАИ, а в 1976 второй диплом в Академии ГА.

Летал на самолётах ЯК-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Имеет общий налёт 16 500 часов. Занимал ряд командных должностей.

В 1991 году освоил полёты на международных линиях. Выполнял полёты в 65 стран. Находясь в командировке в Люксембурге по аренде швейцарской фирмы «Metro cargo», участвовал наряду с другими российскими экипажами в перевозках военных грузов и бронетехники.

В 1992 году выполнил 2 полёта из г. Кургана с боевыми машинами пехоты (БМП) в столицу республики Съера Леоне г. Фритаун.

В 1995 году перешёл на работу в Казанскую авиакомпанию «Аэростан» в качестве пилота-инструктора самолёта Ил-76. В июне того года направлен в командировку в Объединённые Арабские Эмираты г. Шарджа, фирму «Трансавиа» Виктора Бута. Цель направления – полёты в Афганистан. Оказался в неведении, о том что на территории Афганистана продолжается гражданская война, а Кандагар столица оппозиционного движения «Талибан», куда выполнил 17 рейсов  с грузами афганских купцов. В промежутках между ними из Шарджи доставил в Кабул 34 тонны денег «Афгани». Из Шинданта возил топливо в Баграм, где ночью оказался подвергнут бомбёжке и в дальнейшем отказался от таких полётов.

В завершении командировки, согласно договора между Правительствами Албании и Афганистана, был направлен для выполнения 2-х рейсов с грузом  в 34 тонны патронов калибра 7,62 с военного аэродрома Куцово в г. Баграм.  В третьем полёте, выполнявшемся также по утверждённой воздушной трассе, самолет был перехвачен талибанским истребителем Миг-21 и принужден к посадке в аэропорту г. Кандагара.

Кандагар - 95. История невероятного побега

В августе 1995 года по заданию правительства Афганистана гражданский самолет Ил-76 перевозил боеприпасы (патроны калибра 7,62 мм) по маршруту Тирана (Албания) — Шарджа (ОАЭ) — Кабул, который был захвачен боевиками исламского движения «Талибан» в афганском городе Кандагар и семь членов его экипажа во главе с командиром Шарпатовым В.И. оказались в плену.

На борту было семь членов экипажа: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов, Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.

Пилот МИГ-21 Гулям и Мунир Файзуллин

Это он регулярно мотался из Шарджи в Кандагар, доставляя экипажу продовольствие и воду

Плен растянулся на 378 дней. Все попытки России и международных организаций, в том числе и Совета безопасности ООН по освобождению экипажа и самолёта оказались безуспешными.

пилот Гулям, который на МИГ-21 перехватил и посадил ИЛ-76 на аэродроме в Кандагаре

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.

Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата. Самое сложное для них было – неизвестность. Даже у преступников тюрьме есть определенность – срок, который он отбывает. У летчиков срока не было, он мог закончится в любой день…

Табиб и талиб или медпомощь под контролем

Попытки России, ООН, Организации исламская конференция и США освободить экипаж оказались безрезультатными.
Все способы давления и аргументации исчерпаны. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.

Доктор Вячеслав Титов

Удалось добиться разрешения на техобслуживание самолёта, т.к. талибы рассчитывали использовать его сами. Также самим удалось добыть «Разрешения» для пролёта границ Ирана и ОАЭ, которые применяли самолёты Ан-12 продолжавшие летать в Джалалабад. Эти самолеты талибы принуждали к посадке в Кандагаре на досмотр после захвата Ил-76. И эти же «Разрешения» были использованы экипажем 16 августа 1996 года во время побега из плена при пролёте границ.

Командир — Владимир Шарпатов. До побега еще несколько месяцев...

Побегу способствовало и то, что 10 июля 1996 года при выполнении технических работ было получено разрешение на рулёжку по аэродрому при очень многочисленной охране, в процессе которой лопнуло колесо. Это послужило поводом для выезда на аэродром всех членов экипажа для заменены колеса из своего запаса.

Будни заложников

В этот день 12 августа 1996 года техника опять оказались «в заговоре» с экипажем. При запуске «пускача» (ВСУ) начался перегрев турбины и автоматика его выключила. Пока турбина остывала, охрана пошла молиться, оставив 3-х автоматчиков в кабине. Немного спустя удалось ее запустить и на двух основных двигателях начать руление запуская 3-й и 4-й на ходу, а также готовя оборудование для взлёта. 

Действовали как никогда слаженно и четко: инженеры закрывали рампу, бортинженер запускает двигатели, радист проверяет связь. Действия экипажа не вызвали у охранников подозрений. Может только закрывающаяся рампа немного насторожила тамибов. 

Уборка двора под контролем надсмотрщика Абдуразака

Взлёт пытались перекрыть 2 автомобиля и буквально на 1 секунду не успевшие, хотя уже были под крылом самолёта. Отрыв самолёта произошёл буквально с последней плиты полосы, после чего охрана, наконец, «очухалась»  и перезарядила один из автоматов. Экипаж пошёл на их разоружение, а командир, сделав «горку», создал невесомость с последующей обратной перегрузкой и продолжил полёт на высоте 50-70 метров над барханами, чуть не попав в смерч.

Замир Кабулов (главный переговорщик от МИД России) общается с экипажем

Подлетев к границе Ирана, воспользовались ранее добытыми «Разрешениями» и через 1 час 55 минут приземлились в г. Шарджа, где самолёт ждала полиция, вызванная экипажем.

 

На следующий день после побега

 

Талибы прослышав про шурави-табибов (советских докторов) шли постоянно жаловаться на свои беды и болячки

Свобода!...

22 августа того же года был подписан Указ Президента РФ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

На переднем плане обед, на дальнем медицинские услуги для талибов

Прошло почти 20 лет после побега. Но идет фильм «Кандагар» — и как будто все произошло только вчера.

Шарпатов Владимир Ильич

После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании "Аэростан", но 1 декабря 1998 года был уволен "по сокращению штатов". Ему тогда было 58 лет и это не предельный возраст для летчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в город Тюмень.

По распоряжению губернатора Тюмени Герою выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании "Тюменьавиа" герой-летчик вновь вновь сел за штурвал самолета. С марта 1999 года по сентябрь 2002-го Шарпатов – командир экипажа Ил-76 авиакомпании «Тюменские авиалинии» (ныне «Ю-Тэйр»). Только в 62 года он ушел с летной работы.

второй пилот Газинур Хайруллин

Продолжил работу на предприятиях гражданской авиации. Несколько лет летал командиром корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань). С июня 2008 года — Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан"

Шарпатов Владимир Ильич — командир воздушного судна,
Хайруллин Газинур Гарифзянович — второй пилот,
Здор Александр Викторович — штурман,
Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист,
Бутузов Сергей Борисович — бортинженер,
Рязанов Виктор Петрович — бортинженер.

 

Герой России Шарпатов Владимир Ильич 22.11.2018 г.

фотографии и комментарии к ним:

http://nnm.me/blogs/Kashhejushko/kandagar-95-istoriya-neveroyatnogo-pobega/

Ответственный редактор Беспалов М.Г.
Председатель редколлегии Кузнецов С.М.

Все фотографии, изображения, тексты, личная информация, видеофайлы и / или иные материалы, представленные на электронном вестнике "Жизнь Отечеству", являются исключительной собственностью владельца домена usprus.ru (за исключением материалов переопубликованных из иных источников, с правом публикации, либо авторские тексты, иной материал, переданные для публикации авторами).
Авторские права и другие права интеллектуальной собственности на все материалы, содержащиеся на электронном вестнике "Жизнь Отечеству", принадлежат собственнику домена usprus.ru, либо авторам публикаций, переданные для публикации на электронном вестнике "Жизнь Отечеству".
Использование вышеуказанных материалов без разрешения главного редактора электронного вестника "Жизнь Отечеству" является незаконным согласно ГКРФ.